Патологическая структура России. 

   Волков Юрий Геннадьевич


     Прошло немало уже лет, столетий и даже, некоторые считают, тысячелетий, как образовалась Русь, далее непрерывно,в ходе ее развития, превратившаяся в Россию. Россию,в которой мы живем!

     Этот процесс превращения затянулся намногие столетия и, в конце концов, по мнению практически всехнаших историков, он завершился в конце XVIII века; затемэта Россия, в ходе ее уже дальнейшего исторического развития,стала той Россией, которую знает сейчас весь мир.  Однако этот исторический процесс не был так гладок, как может показаться иному, внешнему, наблюдателю. Он полон ряда драматических и трагических ситуаций как внутри самой России, так и вне ее.Княжеские междуусобицы, татаро-монгольское нашествие, Иван Грозный, реформы Петра Первого, царствие Екатерины Второй,других "дщерей Петровых", восстание декабристов и прочее. Этот исторический процесс привел к той России, которой, с одной стороны, многие восторгались, с другой стороны, ужасались.
     Этот ужас дошел и до нынешних времен и часто сквозит в тех или иных писаниях тех или иных писателей, пишуших о России. Такое же чувство вызывала Россия и в XX веке, где она трансформировалась в СССР, в результате кровавой революции1917 года и последующей гражданской войны, возникших, помнению многих, как следствие той самой причины, которая вызывала описанный выше ужас у некоторых литераторов. Началась тяжелая, всем известная, история СССР уже XX века, в свою очередь уже вызывавшая ужас у некоторых литераторов,описывающих уже этот период уже этой истории. Часто они  трактовали ее как продолжение истории той России, которая была в XIX веке, с продолжением ее ужаса. Хотя это и не так,история этих государственных образований различна,определенный смысл в их ужасах есть. Сейчас идет новая трансформация СССР в новую Россию, которая, несмотря на ее недолгое существование - всего 5 лет, уже начинает опятьвызывать некоторый ужас у некоторых литераторов. И при этом мывсе же видим, что мы находимся в совсем другой стране, чем те,что были совсем немного ранее.
     Что же вызывало и вызывает ужас у всех этих литераторов самого разного мировоззрения, происхождения, исторического времени и религиозного мышления? Не будет, наверное, неправдой сказать то, что это - социальные последствия реализованной в стране и действующей в ней двухуровневой общественной и социальной системы.  Условно ее можно описать так:  первыйслой (сверху) - это люди, которых можно охарактеризоватьвыражением - "ум без души", к этой категории в нынешнейситуации наиболее близко подходят, являются ее олицетворениеми синонимом Е.Гайдар и его сторонники, второй слой (снизу) -это люди, о которых можно сказать - "душа без ума", это значительная часть деятелей "коммунистического направления",начиная с Е.Лигачева и кончая Ампиловым.
     Именно существованием этих двух, диаметрально противоположных слоев, с крайне слабой, между ними, прослойкой людей, о которых можно бы сказать, что у них есть "и душа, и ум", вообще-то считающееся нормальным качеством любого нормального индивида и Человека, и исчерпывается, на субъективный мой взгляд, описываемая общественная структура.По разным, несовпадающим причинам, она была и в дореволюционной России, и в СССР, и, явно обладая наблюдаемым качеством воспроизводимости, восстанавливается сейчас, явно вновь губя и насилуя Россию, как страну, что и вызывает ужас у описанных ранее литераторов, как это уже и было у предыдущих поколений литераторов.
     Всегда ли была эта патологическая система в России, во всех ли периодах ее существования? Нет, были периоды, последний из них - это примерно время с 1980 по нынешний период, когда в России люди, у которых "есть и душа, и ум" составляли значительное число ее населения, благодаря чему у нее появлялась иная перспектива развития, чем та, в которую она позже, тогда трансформировалась, и в которую вот-вот она превратится сейчас, возвратившись вновь на паталогический круг своего существования. И пока это возможность другого, более светлого, на мой субъективный взгляд, ее существования, и существования ее населения, нашего народа, еще не пресечена! И пока еще не поздно перевести путь развития России на этот,иной, путь ее существования!
     Структура общества, описанная выше, обладает опреленной очевидной внутренней динамикой. В частности, человек типа "и душа, и ум", сталкиваясь с несправедливостями общественной жизни России, в зависимости от того, какое качество из двух в нем преобладает, или своего социального положения, идет либо к "верхам" - к первому слою, либо к "низам" - второму слою.Общение с первым слоем ведет его, в зависимости от глубины и силы духовного качества его личности, либо к нарушению, в ходе общения с ним, этого духовного качества - он сливается с этим слоем, либо к разрушению нормальной умственной деятельности, благодаря чему он уходит от первого слоя, рикошетом, ко второму слою - "душа" в нем побеждает, где сливается уже с ним. Общение же со вторым слоем такого человека ведет к обнаружению отсутствия "ума" в нем, и тогда он идет к первому слою, и, если этот процесс приводит, в общем, к нарушению духовной, нормальной, стороны его жизни - слиянию сним - "ум" в нем побеждает! Очень небольшое число людей уходит, пообщавшись с обоими слоями, в свое собственное состояние, составляя незначительную, мало влияющую на события в стране, часть общества, лишь регистрируя и наблюдая те социальные последствия устойчивого существования такой структуры в собственной стране, впитывая этот ужас и описывая этот ужас в своих литературных самовыражениях.
     Замечу, что, когда я пишу "два слоя", то подразумеваю,что эти два слоя являются количественно преобладающими вобществе, о котором я пишу, в нынешней и прошлой России.Остальные же слои, конечно, присутствуя там, составляют незначительную количественно часть его, в чем, собственно, на мой взгляд, и заключается патология этой общественной структуры.
     Обратим внимание на то обстоятельство, что при естественном развитии событий, описанная двухслоиная социальная структура самовоспроизводящаяся. Причины понятны:первый ее слой - если там "души" нет, то наличие ее в этой структуре лишь в тягость, она и исчезает, если вдруг у кого-то проявится там, будучи количественно подавлена "бездушным"окружением; второй слой - та же история, но только уже с"умом". В этом-то социальная опасность такой структуры в жизни той или иной страны и состоит.  Патологические последствия такой структуры в смысле общественной практики данной страны очевидны. Это и неумный деспотизм "верхов",забитое и униженное положение "низов", полное отсутствие диалога между этими слоями, говорить им не о чем: одним - "все ясно", другие - вечные ходоки по ложным путям. Пересечения нет. Люди, у которых "есть и душа, и ум" не котируются ни там,ни там. Это энергетически "севшая" структура. Итогом существования такой социальной структуры в любой стране,очевидно, является полное духовное истощение "низов", народа,ускоренное волюнтаризмом, глупостью (душа ведь на деле является необходимым элементом формирования правильного мировоззрения и правильного отражения внешнего Мира в нашем внутреннем Мире), неэффективностью, ложностью "высоколобых" решений "верхов", и другими их, не лучшими, качествами, и закономерно ведет к преждевременному окончанию существования такой страны.  Возможно, этот финал мы и наблюдаем вокруг.
     Выходом, пока еще есть Время, является резкое количественное увеличение слоя нормальных людей, то есть тех,у которых "есть и душа, и ум" в обществе, резкое сокращение количества лиц первого и второго, основных сейчас, слоев общества. Одним из необходимых моментов такого процесса в нашей стране является формирование в ней собственной национальной элиты, которая бы, обладая умом и сердцем,обладая душой, соответственно и управляла бы ею. Другим моментом является, на мой взгляд, умственное просвещение "низов", чему "рынок", кстати, способствует, и душевное, и Духовное, просвещение существующих "верхов", что уже труднее, в силу той же самой причины. Однако это делать, все же,необходимо.
     В норме третьему слою, описанному выше, необходимо организовать взаимовыгодный (понимая взаимовыгоду гораздо шире чисто меркантильной выгоды) диалог между обоими слоями, где от первого ко второму слою пошел поток знаний, а от второго к первому - поток их переживаний и проблем, где первые,подпитываясь духовно из этого потока, нашли бы практическое полезное применение своим познаниям, а вторые - правильное решение своих проблем. Это привело б к перерождению обоих патологических слоев нашего общества в нормальные, в широкий снизу доверху слой людей, у которых "есть и душа, и ум". И это привело бы, как следствие, лишь к расцвету нашей страны, нашей державы, к резкому улучшению качества жизни ее населения, к резкому улучшению качества жизни нашего народа.
     Исторически можно сказать, что, на мой взгляд, таковая структура общества в России возникла порядка трех столетий назад, в XVII-XVIII веках, и далее существовала, постоянно воспроизводясь, в различных исторических обстоятельствах, с той или иной степенью энергетической "посаженности" вплоть донынешнего времени, когда опять, вновь, возникла возможность изменить ее сущность на деле в лучшую сторону.
     Механизм возникновения такой структуры общества, например в 20-30-х гг. нашего века, при Сталине, был, по-моему,примерно таков. Как известно, кадровая политика при нем была,с одной стороны, справедливой (вещи, сделанные при нем,работают качественно и исправно до сих пор), с другой стороны- жестокой.  На место руководителя завода или другого предприятия ставился определенный человек. Если он не справлялся со своими обязанностями, то его расстреливали (либо как "вредителя", либо как "врага народа"), на его место ставился другой. Затем часто все повторялось, до тех пор,пока, рано или поздно, не находился, все-таки, такой человек,который мог успешно справиться с этим делом. Обычно - один из десяти. Девять, понятно, расстреливались. Известное качество продукции было обеспечено!  Но какой ценой! В результате такой "кадровой" политики был полностью вырублен промежуточный между"верхами" и "низами" слой, слой, который сам, конечно, не будучи подготовлен, чтобы с нужным качеством делать ту или иную работу или продукцию, тем не менее, будучи в свою очередь тесно связан с народом, нес в него те знания, которые были ему необходимы, и которые он не мог сам, по различным причинам, получить от "верхов".  Одновременно этот слой являлся питательной средой, из которой вырастали специалисты,формирующие впоследствии сами эти "верхи". Естественно,образовалась пропасть между "верхами" и "низами".  В какой-томере эта пропасть была частично преодолена в 60-70-х гг., но не до конца. И это начало проявляться в обществе на взаимно мне понимании во времена уже "перестройки".
     И сейчас, вследствие незаконной Чубайсовской"приватизации" первой половины 90-х гг., в силу совсем уже другого социального механизма, вновь появились предпосылки для формирования описанной выше структуры общества. Укравший всегда противопоставлен обкраденному! И,несомненно, таковое положение дел вызвано не только естественными, их нельзя отрицать, но и искусственными,политическими причинами. Смысл такого политического манипулирования обществом в России понятен из того итогового результата, к которому описанная выше патологическая система общества ведет страну!
     И поэтому срочно, всеми методами и мерами необходимо положить этому конец, срочно проводя "духовное" воспитание"верхов" и "интеллектуальное", "умственное" воспитание "низов". Это необходимо делать срочно, пока слой нормальных людей, третьего сословия или слоя общества, еще достаточно представлен в стране, именно их активная, следуя из их инстинкта самосохранения, деятельность и нужна в описанном направлении.  "Лишних" людей сейчас, в отличии от ситуации первой половины XIX века, зафиксированной нашей великой русской классической литературой, в России нет! Третий слой должен, сделав необходимые усилия, резко увеличить свою численность в стране, а первые два, должны, соответственно,резко уменьшить свою численность.  И это необходимо сделать обязательно! И "ужасы" кончатся!  Будут, конечно, новые проблемы, другие, но эти уже кончатся!  Должна, наконец,сформироваться и наша, Национальная Элита России.
     Несомненно можно, в нынешней ситуации, практически безошибочно, судя по практическим действиям и по их поведению,отнести "демократов" и их сторонников - к первому слою,"патриотов" с их сторонниками - ко второму. Итоги политического развития России в 1990-1996 гг. однозначно свидетельствуют в пользу такого деления.
     И ясно уже, из виденного вокруг, что так дальше,действительно, нам жить нельзя! Нужно, чтобы в каждом из нас была "и душа, и ум", особенно наш великолепный всепобеждоющий Русский Ум!
     Хватит нам жить чужим умом, ведущим к патологической социальной структуре описанного типа!

          1991-1992 г., 1996 г.,Новосибирск

  • © Волков Юрий Геннадьевич 
  •        volkov-rus-klub-losev-nsk
Сделать бесплатный сайт с uCoz